Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) Это умение называется фонематическим слухом.

Сам по себе этот слух не развивается. Эти те знания и умения, которые могут быть усвоены   только в процессе обучения под руководством взрослых.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его этому можно научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух у детей с речевыми проблемами. Порой ребенок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение не только у себя, но у сверстника.

Сначала мы проводим игры на развитие слухового внимания:

«Отгадай, что звучит?»

«Громко или тихо?»

«Где позвонили?»

«Угадай, кто позвал?»

А потом для развития фонематического слуха:

«Хлопни в ладоши, если услышишь звук…»

«Повтори за мной ряд слогов»

«Какое слово слышишь чаще других?» и т.п.

Дети знакомятся с терминами  «звук», «слог», «слово», с тем, что слова состоят из разных звуков и звучат по-разному и сходно. И  звуки в слове находятся в определенной последовательности. Слова бывают разные по длине, звучанию. Звуки делятся на мягкие и твердые. В произношении слов важны интонации, ударение.

Затем дети учатся выделять первые и последние звуки в слове, находить место определенного звука.

ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ !

(Игры и упражнения на развитие фонематического слуха)

 

1.Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам).

Д.о.м, к.о.т, у.т.к.а, с.т.о.л, в.а.з.а.

2.Буква потерялась.

.ыба, .от, .ым, .кно.

3.Какими звуками отличаются слова?

Кот – год, коса – лоза, сом – дом,

Ложка – кошка, ветка – сетка.

4.На какой звук начинаются слова?

Мяч, мука, мама,

Сок, солнце, самолёт.

5.На какой звук оканчиваются слова?

Сыр, шар, самовар, забор.

6.Какое слово длиннее?

Юбка – юбочка, лента – ленточка,

Змея – червячок, книга – книжечка.

7.Кто как говорит?

Кошка (мяу)    ворона (кар)

Собака (гав)    коза (ме)

Корова (му)     баран (бе)

Лягушка (ква)  пчела (ж-ж)

8.Звуковая цепочка.

Назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.

Кот –танк –крокодил –ложка – арбуз – заяц – цыплёнок и т.д.

9.Похожи или нет слова по звучанию?

Мышка – мишка (да)

Рак – мак (да)

Корова – лошадь (нет)

Миска – киска (да)

Пол – гол (да)

Тетрадь – дождь (нет)

10.По очереди говорите слова громко и тихо.

11.Кто больше назовёт слов с одинаковым окончанием (рифмой)?

Лисичка – сестричка – синичка – невеличка…

День – пень – лень – тень и т.д.

12.По очереди называйте длинные и короткие слова.

Дом – карандаш – лук – самолёт и т.д.

13.Если услышишь звук «ж», хлопни в ладоши.

Лужа – муха – жук – шишка – живот – собака – жаба.

14.Подскажи словечко.

Наша старшая сестра вяжет

С самого… (утра).

Здесь хорошее местечко,

Протекает рядом …(речка).

Не колючий светло-синий,

По кустам развешен …(иней).

Наказанья срок всё длится:

Клим в углу стоит и …(злится).

В коридоре топот ног,

То зовёт всех в класс …(звонок).

15.Назови игрушки, в названиях которых есть звук «с».

Самолёт, совок, санки, Карлсон и т.д.

16.Чистоговорки. Повтори за мной.

Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы,

Бу-бы-ба – из окна торчит труба,

До-ду-да – гудят провода,

Жу-жу-жу – молоко дадим ужу,

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,

За-за-за – уходи домой коза,

Му-му-му – молока кому,

Мо-мо-мо – едим эскимо,

Ри-ри-ри – двор убрали раз, два, три,

Ры-ры-ры -  не заметили жары.

 

17.Повтори скороговорки.

Петя пилой пилит пень.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

На мели мы налима нашли.

Лара у Вали играет на рояле.

 

Материал подготовлен

Учителем-логопедом

Байгутлиной Р.Ф.