Профилактика и коррекция плоскостопия

Нарушением опорно-двигательного аппарата является плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трём годам.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Одним из частных симптомов плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врождённое плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенёсших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом.

Дети не редко страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно рано ставить на ноги и обучать ходьбе неокрепших детей, особенно с признаками рахита, так как это ведёт к неправильной установке стопы. Одной из причин является неправильно подобранная обувь, вредно носить не только тесные, но и чересчур свободные туфли, ботинки, которые иногда покупают детям «на вырост», категорически запрещается ношение теплой обуви в помещении, ношение обуви со стоптанными задниками. Обувь без каблука, с мягким непрочным задником (тапочки, сандалии, босоножки без пяток) плохо фиксируют стопу.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием     должна  идти по пути улучшения физического развития ребёнка. С раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног. Детям первого года жизни очень рекомендуется массаж ног  с последующей гимнастикой, влажным обтиранием. Необходимо регулярно проводить утреннюю гимнастику, подвижные игры. Полезны занятия плаванием, ходьба на лыжах (с 4-х лет), езда на велосипеде, Очень полезно побегать ребёнку босиком. Летом рекомендуется чаще ходить и бегать по неровной поверхности босиком (песок, гравий, скошенная трава), - это хорошая гимнастика для стоп. Ходьба без обуви по бревну, рейкам лестницы, ребристой доске, канату, палке (как прямо, так и боком). Хорошее воздействие оказывают ежедневные прохладные ванны, массирующие коврики.

Обувь должна быть тщательно подобрана: достаточно гибкая подошва, небольшой (2-4 см.) и широкий каблук, широкий носок. В течение дня обувь полезно менять. Детям с предрасположенностью к плоскостопию целесообразно положить под стельку поролоновую подкладку толщиной 3-4 см. для лучшей амортизации стопы. Многие родители, узнав о плоскостопии детей, увлекаются ношением особых стелек – супинаторов, но они не исправляют плоскостопия, а лишь снимают болезненные ощущения. Длительное ношение их бесполезно и даже вредно детям раннего и дошкольного возраста, так как их жёсткая конструкция не даёт возможности исправлять и тренировать мышцы стопы.

Лечение плоскостопия включает в себя ношение правильной обуви, массаж и лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребёнка. Основное и самое верное средство – специальная гимнастика, укрепляющая мышцы стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при её сочетании с массажем голени и стопы.

 

Массаж стопы.

 

Сначала подошва разминается с помощью поглаживаний ладонью, затем нажимом больших пальцев. Необходимо сделать 10-12 повторных движений на каждую стопу.

Стопа – удобное место лечебного воздействия. Во-первых, она хорошо разминается от естественных упражнений (ходьбы и бега босиком по песку и мелкой гальке), которые нравятся каждому ребёнку, во-вторых, воздействовать на неё можно с помощью массажа, которые не требует больших затрат времени и особых навыков.

Для укрепления мышечно – связочного аппарата

Голеностопного сустава и стопы рекомендуется:

В естественных условиях    
Дома

- ходьба в сосновом бору

(корневая система расположено

на поверхности);

- ходьба по гальке;

- ходьба по песку;

- ходьба по горам.

- ходьба по наклонной

плоскости.

-Ходьба по ребристым

- ходьба в «сухом бассейне» по массажным коврикам;

- ходьба по ортопедической дорожке;

 

 

 

 

 

 

ПРТИВОПОКАЗАНО!

 

- Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту.

- Выполнять упражнения при длительной статической нагрузке.

 

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1. Ходьба на носках с различным положением рук (на поясе, в стороны, вверху, за спиной, за головой) (2-3 раза в медленном темпе). Расстояние  между ступенями 20-25 см).

2. Ходьба босиком на носках по песку или мелкой гальке по площадке длиной 20-25 см (1-2 раза в медленном темпе)

3. Ходьба на наружном крае стоп.

4. Ходьба по канату (2-3 раза в медленном темпе)

5. Ходьба по гимнастической палке, положенной на пол.

6. Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног.

7. Перекаты с пяток на носки, стоя серединой стопы на гимнастической палке.

(20 с.)

8. Ходьба боком (левым и правым) по гимнастической скамейке, обхватывая её края сводами стоп. (2-2 раза в медленном темпе).

9. Прыжки на носках со скакалкой (10-15 раз).

10. Сгибание и разгибание пальцев ног в положении сидя.

11. Собирание пальцами ног на  полу скакалки. (2-3 раза).


Упражнение для коррекции плоскостопия.

 

1. Упражнения без предметов.

1. Перекаты с носков на стопы.

2. Потирание одной стопой другой.

3.Сгибание и разгибание пальцев ног (сидя, лёжа).

4. Поворачивание стопы вперёд-назад, вправо-влево.

5. Пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и   наоборот (тяжесть тела переносить в разные части стопы).

6. Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы.

7. Широкий шаг с глубоким перекатом с носка на пятку.

8. Поскоки, прыжки на месте с передвижением.

9. Ходьба по песку, по круглому щебню, по дорожке - массажёру.

 

 

2.Упражнения с предметами.

1. Захват предметов пальцами ног, удерживание и отбрасывание их.

2. Перекатывание стопой маленького набивного мяча, мешочка с песком и других предметов в различных направлениях.

3. Перекатывание стопой палки, захват её пальцами, стараясь ногами поставить вертикально.

4. Прыжки со скакалкой на одной и обеих ногах.

5. «Каток» - сидя на стуле, катать мяч, скакалку сначала одной, затем другой ногой.

6. «Буксир» - сидя на полу, ноги согнуть, пятки плотно прижать к полу и не отрывать от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги подтащить под пятки разложенную на полу салфетку, на которой лежит какой – небольшой груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

7. «Маляр» - сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги провести по подъёму другой (от большого пальца к колену), повторить 3-4 раза.

8. «Сборщик» - сидя, с согнутыми коленями, собрать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу и сложить их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую.

9. «Художник» - сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатыми пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

10. «Гусеница» - сидя на полу с согнутыми коленями, сгибая пальцы ног, подтягивать пятки вперёд (пятки прижимать к пальцам) до выпрямления ног. Пальцы расправить и движения повторить (имитация движения гусеницы). Упражнения повторяется обеими ногами одновременно.

11. «Кораблик» - сидя на полу с согнутыми коленями, прижимая  подошвы  ног друг к другу. Постепенно выпрямить колени. Придать ступням форму кораблика.

12. «Дворник» - сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол на расстоянии 20 см. Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

13. «Мельница» - сидя на полу, ноги выпрямить. Описывать ступнями круги в разных направления.

14. «Автоматическая дверь» - стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

15. «Барабанщик» - сидя на полу, колени согнуть. Стучать по полу только пальцами ног, не касаясь пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

16. ходьба на пятках.

17. «Великан» - ходьба на носках, поднимаясь как можно выше, 5-7 мин.

18. «Карлик» - ходьба на согнутых ногах 4-5 мин.

19. «Маленький – большой» - по команде как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться. (10-12 раз).

20. «Лошадь» - двигаться по кругу, подражая ходу лошади, высоко поднимая колени: шагом, рысью.

21. «Ловкие ноги» - дети сидят на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у палки носовой платок. Необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки и не уронив платка.

Правая нога возвращается в исходное положение. Затем то же самое выполнить левой ногой. Повторить 2-4 раза, последние два раза переносить обе ноги с платком вправо и влево.

Я платок возьму ногой,                                И несу, несу, не сплю.

Поднесу его к  другой,                                  Палку я не зацеплю.


Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп.

 

Комплекс «Весёлый зоосад»

1. «Танцующий верблюд». И. п. – стоя, ноги  врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочерёдным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).

2. «Забавный медвежонок». И. п.  - стоя на наружных  краях стоп руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперёд – назад, вправо – влево. Кружась на месте вправо и влево.

3. «Смеющийся сурок». И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз кисти направлены пальцами вниз. 1-2 – полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 – и. п.

4. «Тигрёнок потягивается». И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди. 1-2 – выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 – и. п.

5. «Обезьянки непоседы». И. п. – сидя по-турецки (согнув ноги  коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно. 1-2 – встать; 3-4 – стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 – сесть; 7-8 – вернуться в исходное положение, сохраняя при этом правильную осанку.

6. «Резвые зайчата». И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 – поскоки на носках (пятки вместе).

 

Комплекс «Загадки»

Перед выполнением каждого упражнения необходимо загадать загадку, а дети должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопой. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно – два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

 

1. «Месяц».

За домом у дорожки висит пол – лепёшки.

И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

 

2. «Солнце».

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит.

И. п. то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой  стопой и двумя стопами одновременно.

 

3. «Туча».

По небу ходила, солнышко закрыла.

Только солнце спряталось – и она расплакалась.

И. п. – то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

 

4. «Молния».

Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.

И. п. – то же. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой. Левой  стопой и двумя стопами одновременно.

 

5. «Дождь».

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не иду, покуда он идёт.

И. п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой, затем носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стёклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу. То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.

 

6. «Радуга».

Крашеное коромысло над рекой повисло.

И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.